Змитрович Майя Федоровна, Заслуженный учитель БССР,

Отличник народного образования БССР,

обладатель Международной премии Сороса

 

Змитрович (Макарова) Майя Федоровна родилась в 1934 годув деревне Зорька Буда-Кошелевского района Гомельской области. Вся трудовая деятельность Майи Федоровны прошла на Любанщине, которая стала для нее второй родиной.

Детство, обожженное войной

В 1941 году отец Федор Григорьевич Макаров ушел на фронт, а мама Мария Петровна с пятью детьми эвакуироваться не успела, поэтому семья жила на оккупированной территории. Долгие годы войны, смерть младшей сестренки, голод, тревоги и опасности – все это пришлось пережить маленькой девочке Майе. Поэтому в первый класс Приборской начальной школы она смогла пойти только после освобождения Беларуси в 1944 году в возрасте 9 лет. В 1945 году вернулся отец, и семья переехала в Дедлово Рогачевского района. До 1948 года Майя училась в местной школе. Позже вернулись в деревню Зорька, и девочка продолжила обучение в Надеждинской семилетке (Николаевский сельсовет Буда-Кошелёвского района Гомельской области). Несмотря на трудности послевоенного времени и переезды, она успешно овладевала знаниями и в 1950 г. школу окончила с отличием. Это давало ей возможность на поступление без экзаменов. 15-летняя выпускница рассказала дома о словах директора школы, который настойчиво советовал выбрать педагогическую специальность.

Студенческие годы, стройотряд, целина

Как известно, белорусская столица очень пострадала в годы Великой Отечественной войны, большинство зданий было разрушено в ходе бомбардировок. Пустые улицы увидела Майя Федоровна летом 1950 г., когда впервые приехала в город, где ей предстояло учиться, как оказалось, 9 лет.

Майя Макарова стала учиться в Минском государственном педагогическом училище им. Н.К. Крупской, где получила специальность учителя начальных классов. Юная студентка училась настолько старательно и ответственно, что и педучилище окончила с красным дипломом. Конечно, она думала о продолжении образования, но планировала получить его заочно. Но в комиссии по распределению ей вручили направление, и вскоре девушка стала студенткой физико-математического факультета Минского государственного педагогического института имени А.М. Горького.

– Можно сказать, жизнь сама меня несла, – вспоминала Майя Федоровна. – Я не строила далеких планов, не стремилась к чему-то загаданному, просто усердно и настойчиво училась, и этот процесс мне очень нравился.

В студенческие годы после третьего курса в составе стройотряда Майя Макарова совершила незабываемую поездку на целину, в Казахстан. 100 будущих педагогов приехали в Кокчетав, где были организованы бригады по 10 человек. Сушили прошлогоднее зерно (небывалый урожай 1956 г.), грузили его в пульмановские вагоны, которые отправлялись к месту назначения. Работать было тяжело, но молодежь не унывала, любовалась удивительной природой Казахстана, наблюдала за обычаями местных жителей. Труд в стройотряде укрепил материальное положение студентов. Майя Федоровна до сих пор помнит все свои покупки, а наручные часы хранятся и теперь.

Начало трудового пути

В 1959 году Майя Макарова окончила институт и была направлена на работу учителем физики в Турокскую среднюю школу Любанского района Минской области. Школьные будни увлекли молодого педагога целиком, она с головой окунулась в работу. Непросто было заинтересовать ребят таким сложным предметом. Но энтузиазма и инициативы молодому специалисту было не занимать. С августа 1960 года по август 1963 года Майя Федоровна работает заместителем директора по учебно-воспитательной работе Турокской средней школы, совмещая должность с преподаванием физики.

В 1963 году, будучи уже замужем, Майя Федоровна перевелась в городскую среднюю школу №2, где преподавала физику в течение 35 лет.

В 1973 году Змитрович Майя Федоровна была награждена значком «Отличник народного образования БССР», а в декабре 1980 года Указом Президиума Верховного Совета БССР ей было присвоено почетное звание – Заслуженный учитель БССР.

В 1995 году Майя Федоровна получает Грант учителей средних школ Республики Беларусь. Конкурс на получение Гранта был организован Международной Соровской Программой образования в области точных наук. Педагоги-претенденты для участия в конкурсе отбирались по результатам анкетирования более двух тысяч студентов 1-2 курсов из 26 ВУЗов Республики Беларусь. В результате компьютерной обработки полученных данных удалось выявить имена тех учителей, которые чаще всего встречались в ответах недавних выпускников школ. Майя Федоровна считает данную победу одним из главных показателей успешности в работе.

Многочисленные награды талантливого педагога подчеркивают ее отношение к делу – требовательное, старательное, ответственное. Каждодневная работа над собой, освоение новых знаний, методов обучения и внедрение их в практику были ее постоянными спутниками. Пример родителей сыграл большую роль в воспитании собственных детей – Галины, Андрея и Натальи, которые получили высшее образование, стали достойными, уважаемыми людьми.

И сейчас хочется провести урок

– Я не жалею о том, как у меня сложилось в жизни, – вспоминает педагог. – Мне нравится Любань, тут прошла вся моя взрослая жизнь, я очень любила свою работу и даже сейчас, посещая школу, мне хочется провести урок. Наверное, главные качества, ведущие меня по жизни, заложены в детстве. Я никому не желала зла, честно и добросовестно относилась к работе, материальные блага никогда не были для меня в приоритете. А среди всех наград мне дороже благодарность бывших учеников.