Государственное учреждение образования «Ивенецкая средняя школа»
Глава 1. Первое упоминание о школе. «Народное училище»
Первое упоминание о существовании школы относится к 1865г. Это было, так называемое, «Народное училище», в котором обучались дети мещан. Над детьми устанавливалась строгая опека. Они должны были посещать церковный хор, читать молитвы, посещать церковь.
В 1870 году Ивенец вторично был уничтожен пожаром, сгорело и здание первой школы. После этого жестокого стихийного бедствия из деревни Старинки была перевезена старая постройка и построено наскоро здание, где разместилась ивенецко-станковская гмина, которое потом было передано существовавшей школе, именовавшееся «Народным училищем».
В этой школе было 4 отделения: I-ое и II-ое — младшие, III-IV-ое — старшие.
Изучались следующие предметы: математика, церковно-славянский, русский язык, география, история, рисование и пение, а также за дополнительную плату латинский язык, который, как правило, преподавал священник или ксёндз.
Школу в большинстве посещали мальчики. Только в 1888 году в школу поступила одна девочка по фамилии Бурак. С каждым годом всё больше и больше школу начали посещать девочки.
Ребята по окончанию школы получали свидетельство на печатных государственных бланках, подписанные экзаменационной комиссией.
С 1883 годам учителями школы в Ивенце работали: Бавдей, Шишко, Веровский и Бабарико.
Глава 2. «Начальное училище»
В 1908 году по ходатайству более именитых и авторитетных мещан была открыта под непосредственным руководством генерала Эдуарда Коверского ещё одна трёхкомплектная школа, именующаяся «Начальным училищем», исключительно для детей мещан. Изучались русский язык, математика, история, география, природоведение, рисование и физкультура. В училище было совместное обучение. В нём насчитывалось 70-80 детей. «Начальное училище» существовало в Ивенце до первой мировой войны 1914 года.
Глава 3. «Городское училище». «Высшее начальное училище»
В 1909 году по ходатайству именитых ивенецких мещан было открыто «Городское училище». Программа этого училища рассчитана на 4 класса гимназии за исключением иностранных языков. Директором училища был назначен Базиль Клименок, а учительницей – Ольга Станкевич.
В этом же году открыты I и II классы, а в 1910 — III класс. В следующем году открывается 4 класс.
В 1913-1914 годах школа реорганизована в «Высшее начальное училище». После реорганизации вводятся иностранные языки: французский и немецкий.
В 1915-1919 году (гражданская война, интервенция) в Ивенце работала польская начальная школа, которая содержалась на минимальных средствах родителей.
Глава 4. Повшехная (семилетняя) школа с польским языком обучения
В 1921 году в Ивенце была открыта повшехная (семилетняя) школа с польским языком обучения. Она размещалась в 4-х частных помещениях, что создавало большое неудобство. Старое же помещение стало непригодным.
В школе обучалось 300 детей, работало 7 учителей, из них ксёндз, поп, раввин. Таким образом, одна четвёртая часть учебного времени шла на изучение «Закона божьего».
Глава 5. Школа в годы войны
В период фашистской оккупации школа в Ивенце работала в соответствии с фашистской программой.
Глава 7. Послевоенное время
После войны Ивенецкая школа возобновляет свою работу, прерванную в 1941 году временной оккупацией фашистской Германией.
Эта школа стала называться десятилетней. Преподавание велось по желанию родителей и учащихся на русском языке. В школу пришли дети-переростки.
До 1955-1956 учебного года работали директорами Балашевич А.И., Пылило С.И., Кашицкий Е., Мельяченко М.Ф.
Глава 8. Система работы в новой школе
Благодаря партийным, советским органам и ходатайству ближайшего друга и жены Феликса Эдмундовича – Софии Сигизмундовны Дзержинской в г.п. Ивенце летом 1969 года была сдана в эксплуатацию трёхэтажная школа на 960 мест, сметной стоимостью 900 тыс. рублей, 20 классных кабинетов, два зала – спортивный и актовый, много других подсобных помещений.
Первого сентября 1969-1970 учебного года состоялось открытие новой школы.
В настоящее время в ГУО «Ивенецкая средняя школа» обучается 655 учащихся. Школа обучает, развивает, воспитывает. Актуальной становится проблема сохранения здоровья учащихся.