История системы образования

История системы образования города Жодино

Жодинская система образования ведет свое летоисчисление с 1864 года, когда решением Борисовской уездной комиссии по народному образованию в селе Жодино открылось народное одноклассное училище с четырехлетним сроком обучения. Первым учителем назначен А.В.Горячка, окончивший курс Минской духовной семинарии. В учреждении изучали чтение по книгам священного писания, основы математики, церковное пение.

С развитием промышленного производства росла потребность в образованных специалистах. Росло и количество учащихся. В Жодинском училище в 1905 году обучалось 106 мальчиков и 23 девочки.

В 1912 году училище преобразовано в двуклассное. В школе стали работать два учителя: Роман Андреевич Лобановский и его жена Филонилла Лобановская, которая создала при школе детский хор, который по праздникам пел в Жодинской церкви, а также ввела уроки рукоделия для девочек, где учила их шить, вязать, вышивать. Изделия учениц демонстрировались на школьных выставках и вызывали большой интерес. Уроки рукоделия не входили в основной курс обучения, но именно они принесли славу на весь Борисовский уезд. Школьные инспекторы с удивлением и восторгом отзывались о работах сельских мастериц и рекомендовали распространить опыт на всю губернию.

После Октябрьской революции церковь отделили от государства и школа стала светской. Народное училище закрыли. В 1922 году открылись две начальных школы: сельская и железнодорожная. В 1930 году школы объединили в одну – растущую среднюю, которая давала семилетнее образование. Всего до лета 1941 года состоялось три выпуска.

В годы Великой Отечественной войны многие учителя и ученики школы вступили на путь борьбы с немецко-фашистскими захватчиками. Ученик средней школы № 1 Петр Куприянов погиб 2 ноября 1944 г. На территории Латвии, повторив подвиг Александра Матросова. За храбрость и героизм посмертно удостоен звания Героя Советского Союза. Школе, в которой учился Петр Куприянов, присвоено его имя, на территории учреждения в 1958установлен бюст.

После освобождения Беларуси Жодинская десятилетка возобновила свою работу. Здание школы сожгли фашисты во время отступления. Дети учились в приспособленных помещениях, не хватало учебников, тетрадей, бумаги. Учащиеся в школу ходили порой за несколько километров. Из воспоминаний Веры Петровны Конон: «В 1945 я пошла в 1-й класс. Учились в д. Касьё в какой-то хате. Потом в д.Заречье в амбаре. Книгу «Беларуская мова» читали одну всем классом, а задания и основные правила переписывали вручную на коричневой бумаге из-под мешков».

В 1956 году в заводском поселке открылась 2 средняя школа. Фактически она несколько лет работала в приспособленных помещениях общежития построенного завода «БЕЛАЗ».

В 1960 г. на восточной окраине поселка Жодино открылась школа-интернат для детей-сирот, которых в послевоенный период было много.

Тем временем происходило бурное развитие БелАЗа. Завод расширялся и быстро росло население поселка. В 1963 году построена средняя школа № 3, в 1964 – № 4, в 1972 – № 5, в 1979 – № 6.

Для координации работы по обеспечению школ в 1974 году был создан отдел народного образования Жодинского горисполкома. Неоднократно менялись программы, цели, задачи, методика обучения, но неизменным оставались высокие требования к педагогическому мастерству учителя.

В Жодино открылась вечерняя школа рабочей молодежи. Важную роль в воспитании подрастающего поколения играли пионерская и комсомольская организации.

В конце 60-х годов в школьную программу ввели профессиональную подготовку учащихся и срок обучения увеличился до 11 лет. Серьёзное внимание уделялось внешкольному творчеству. В средней школе № 3 работал кружок юных натуралистов под руководством учителя биологии Веры Петровны Конон. Педагог награждалась дипломами за развитие юннатской и опытнической работы. Его распространяли на другие школы республики и Советского Союза. В 1975 году педагог была награждена бронзовой медалью ВДНХ СССР, а в 1983 году ей присвоили звание «Отличник народного образования».

Ветер перемен 1990-х годов затронул и систему образования. Появилось мнго инициатив и нестандартных подходов к методике обучения. Решением Жодинского горисполкома в январе 1992 года открыта первая и единственная в Республике Беларусь женская гимназия.

В настоящее время образовательную инфраструктуру города составляют 32 учреждения различного типа: 9 учреждений общего среднего образования, 14 учреждений дошкольного образования, дополнительное учреждение образования, социально-педагогический центр, центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, 2 специализированных учебно-спортивных учреждения, клуб «Гранд», 3 дома семейного типа. Современные школы давно вышли за рамки чисто образовательных учреждений и превратились в важнейшие социально-образовательные и культурные центры. Успехи были бы невозможны без ежедневного, кропотливого, добросовестного труда нескольких поколений учителей, отдавших школе лучшие годы своей жизни.