История системы образования

История системы образования Любанского района

В 1839 году в Любани была открыта церковно-приходская школа. Она существовала за счет средств жителей местечка. Занятия в школе вел священник и его жена. В середине XIX в. на Любанщине в школах разного типа занималось более 400 детей.

Царское правительство давало разрешение на открытие школ там, где население соглашалось содержать их на свои средства – такие школы назывались «общественными». Школ не хватало. Выход из положения был в открытии домашних школ, т. н. «школ грамоты». На несколько домов нанимался «учитель», который обучал крестьянских детей.

С 1900 г. по 1914 г. на территории Любанщины было открыто 7 новых школ. Вместо церковно-приходских школ открывались народные училища. В 1907 г. в м. Любань было открыто двухклассное народное училище с ремесленным отделением (фото 1).

В 1920 г. в м. Любань и Уречье возобновили работу бывшие народные училища как белорусские неполные средние школы. Время было тяжелое, школьные здания разрушены, оборудование пришло в непригодность, не было учебников, программ, не хватало тетрадей, письменных принадлежностей.

Из Протокола I районного съезда Советов Любанского района. 7-8 декабря 1924 г.

…По отчету о состоянии культпросветработы в районе докладчик тов. Штытько. По району имеется функционирующих школ на 1924-1925 год 25 школ, из коих одна семилетка с группами 0-7 при 12 учителях. Одна примитивная 4 комплектная школа с преподаванием на еврейском языке, одна 3 комплектная, 5 двухкомплектных и 17 однокомплектных, из коих 2 сети на содержании общества школьного района. Всего школьных работников в 25 школах 47 человек. Всего учащихся детей 1981. Детей школьного возраста 4412. Таким образом, не обслужено нами еще 2431 детей школьного возраста. Указанные выше 2431 детей не посещают школы по разным причинам, но главная – это недостаток школ, и вторая - это разбросанность школьного района. Школы района, за исключением 9, не имеют своего собственного здания и не приспособлены к типу 0-3 по плану Наркомпроса.

… Материальное положение школ неважное. Так было уже упомянуто – размещены в крестьянских избах. Нет необходимой штатной школьной мебели, а также для квартир учителей. Большой недостаток книг и других учебных пособий. Нужно, однако, сказать, что все необходимое для школы приобретается по мере возможностей за свой районный бюджет.

… Неграмотного населения по району в возрасте от 18 до 35 лет 3089 человек. Ликвидационный пункт по ликвидации неграмотности в д. Редковичах.

 

Из фондов Любанского государственного музея:

«...За апошнія два годы школы пачынаюць сваю працу сваечасова ў параўнанні з мінулым годам, што тлумачыцца наступным: рост культурнага стану насельніцтва і лепшымі адносінамі да жыцця школы, праведзенне кампаніі з боку настаўнікаў у галіне папулярызацыі школьных ідэй сярод насельніцтва, агульны ўздым развіцця саміх вучняў і ўдзел у працы школы Сельсаветаў, крэсткомаў і сялянскага актву пад агульным кіраўніцтвам партыйных і камсамольскіх ячэек на весцы.

За апошнія 2 годы значна палепшыўся настаўніцкі склад, дзякуючы таму, што ў раене прысланы настаўнікі, скончыўшыя спецыяльныя навучальныя установы, а таксама існаваньня каротка-тэрміновых летніх настаўніцкіх курсаў.

УВАГА: значную роль у галіне падрыхтоўкі настаўнікаў маюць перыядычныя настаўніцкія канферэнцыі і педагагічныя кружкі пад кіраўніцтвам Райдетбюро.

Калеквіумы сведчаць аб тым, што колькасць паступіўшых дзяцей у школы павялічваецца ў асаблівасці за апшні год /на 100 % больш чым у мінулым годзе/          Палепшана якасць працы школ, дзеці акрамя фармальных звычак (чытаньне, лічэньне) атрымліваюць і культурныя звычкі /вучневскае самакіраваньне, школьныя кааперацыі, школьнае мастацтва і інш./.

За справаздачны тэрмін пабудаваны 4 новых школьных памяшканьняў за сродкі дзяржавы. Да 1928/29 г. школы забяспечаны кнігамі на 90 %, а падсобнікамі на 75% /геаграфічныя карты, глобусы, тэрмометры і г.д./.

Пры школах існуюць зямельныя вучасткі. На некаторых із іх вядуць ... севазвароты пад наглядам агранома. А частка вучасткаў здаецца ў арэнду, грошы ідуць выключна на неабходныя патрэбы школ.

Школы з’яўляюцца культурным асяродкам вескі, прымая ўдзел ва всіх гаспадарчых, культурных і палітычных кампаніях Савецкай улады.

За справаздачны тэрмін існавала прыватных школ да 10, гэтыя школы таксама працуюць пад кіраўніцтвам райінспектара асветы. У гэтым навучальным годзе адпушчана 700 руб. для дапамогі дзецям беднаты, грошы будуць размяркованы камітэтамі садзейнічаньня школы…»

В 1926/1927 учебном году работала 31 школа. В 1928 г. введено помещение Любанской семилетки. Большое внимание уделялось ликвидации неграмотности среди взрослого населения, около 70% которого было неграмотным. Почти во всех деревнях открылись пункты по ликвидации неграмотности. В 1926/1927 учебном году в районе работало 23 пункта по ликвидации неграмотности, в которых обучалось 148 человек, в 1928/1929 году – 34 пункта – 1100 человек. В Любани был открыт опорный пункт по ликвидации неграмотности, организованы ячейки «Долой неграмотность!», которые объединяли около 300 человек.

В августе 1931 г. правительство республики приняло Постановление, которое вводило обязательное обучение детей 8-11 лет, а Постановлением 26 августа 1932 г. – семилетнее обучение. Было введено обязательное обучение неграмотных рабочих и колхозников в возрасте до 50 лет. Созданы специальные фонды, из которых школьникам, детям наименее обеспеченных родителей выдавали одежду, обувь, питание, учебники. Население помогало школам и органам народного образования добиться всеобщего обучения детей.

Организовывалось дошкольное воспитание. В 1929 г. в Любани был открыт первый детский сад.

Для детей младшего возраста при комсомольских ячейках организовывались пионерские отряды (с 1925 г.; к 1930 году - до 2 тысяч). В Любани был открыт Дом пионеров, налажена работа детской технической станции.

Перед началом Великой Отечественной войны в районе была полностью ликвидирована проблема неграмотности среди взрослого населения. На Любанщине работало 54 школы, обучалось 7840 детей, насчитывалось 389 учителей…

В годы Великой Отечественной войны на территории района действуют крупные партизанские объединения, базируется Минский подпольный обком КПБ, выходят республиканские подпольные газеты «Звязда» и «Чырвоная змена», районная «Кліч Радзімы». Продолжает работать Загальская школа.

В 1944/1945 учебном году работало 54 школы, в которых обучалось 8364 ученика. Для детей, родители которых погибли во время войны, были открыты два детских дома.

К началу 50-х при помощи государства в районе обновлены и построены 52 школы, проводилась большая работа по комплектации школ учительскими кадрами, завозилось необходимое школьное оборудование. В 1956-1957 гг. были сданы в эксплуатацию здания 7 начальных школ.

В начале 60-х средним образованием в районе охвачено 94,3 процента учеников. В районе работало 828 учителей, в т.ч. 305 с высшим образованием. Среднее образование за 1965-1970 годы получили 3575 учеников. В 1968 г. в районе работало уже 72 школы, 811 учителей обучали 15 230 детей…

1977 год.  В районе работает 69 школ, в которых занимается 11382 ученика (99,5%).  В районе 13 учителям присвоено звание «Заслуженный учитель школ БССР», 39 награждены значком «Отличник народного образования БССР», свыше 100 учителей отмечены Грамотами Министерства образования БССР…

С 31.03.1993 г. отдел народного образования преобразован в отдел образования Любанского райисполкома.

Отдел образования реорганизован в отдел образования, спорта и туризма Любанского райисполкома в 2013 г. Спортивную отрасль района представляют детско-юношеская спортивная школа и физкультурно-оздоровительный центр Любанского района.

За период с 2014г. по 2017г. проведена оптимизация сети учреждений образования: 8 учреждений образования закрыто, реорганизовано 6 школ.

В июне 2018 г. отдел образования, спорта и туризма переименован в управление по образованию, спорту и туризму.

2020 год. Образовательное пространство района представлено 42 учреждениями образования (23 учреждения общего среднего образования и 11 учреждений дошкольного образования, образовательный процесс осуществляется для 4603 обучающихся), центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации детей, социально-педагогический центр с отделением детский социальный приют, 4 детских дома семейного типа, центр детского творчества, оздоровительный лагерь «Оресса», 2 спортивных учреждения. В сфере образования, спорта и туризма занято 837 педагогических работников.