История одной школы

ИСТОРИЯ ОДНОЙ ШКОЛЫ

Деревня, на окраине школа, Для многих ставшая центром: Через порог, что не молод, Шагают зимой и летом.

 Идут за богатством знаний, Для новых историй с друзьями. У школы так много граней, Наполненных чудесами.

И сколько уже поколений Школьное время сменило….

 

Наряду с новостройками и инновациями второго десятилетия 21 века ряд учреждений Минского района накапливают события и хранят красивые и добрые традиции! Школа, которой более 150 лет, сегодня живет, радуется победам, строит планы на будущее.

В 2020 году государственному учреждению образования «Самохваловичская средняя школа» исполняется 157 лет. Свою историю школа начинает с 1863 года, когда церковно-приходская школа была реформирована в народное училище и стала светским учебным заведением. В Памятной книге Минского Губернского округа сохранилась следующая запись: «Самохваловичское народное училище открыто в 1863 году. Помещалось в общественном доме. На содержание школы из казны отпускалось 150 рублей в год и 108 рублей от крестьянской общины. Учащихся 50. Из них мальчиков 47, девочек 3. Учительница Анна Серапионовна Дорофеева. Закон Божий преподавал священник Квятковский М.О. Школа обслуживала деревни в радиусе 10 км. До 1904 года занятия проводились либо в домах жителей Самохвалович, либо в Народном доме».

В 1904 году за общественные средства было построено новое здание школы и работали в ней 3 учителя.

В 1921 году в Самохваловичах была открыта семилетняя трудовая школа, обучение в которой велось на русском и белорусском языках. В 1930 году она была преобразована в среднюю, а в 1931 году - построено новое двухэтажное здание, к сожалению, разрушенное в первые дни Великой Отечественной войны. С оружием в руках боролись за победу директор школы Альхимович Николай Миронович, ставший комиссаром партизанской бригады, воевали учителя Горбачев В.А., Трайнович А.Н и др. На фронтах, в партизанских отрядах и в подполье сражались бывшие ученики школы, среди которых Герой Советского Союза, организатор Минского подполья, первый редактор газеты «Звязда» Омельянюк B.C., генерал-майор Горбацевич JI.A., летчик-орденоносец Юзофович М.И., командир партизанского отряда Сенкевич Н.С.

Уже с 1944 года в школе начинаются занятия. Поскольку война все еще продолжалась, учителей не хватало, учительские ряды пополнили бывшие выпускники школы: учитель начальных классов Ломако Е.А., учитель русского языка и литературы Плащинская М.П., учителя белорусского языка Сакольчик Н.А. и Шостак Н.И., учитель географии Дедюля М.А. Уроки проводились в пяти помещениях, которые были размещены в разных местах посёлка. Чтобы учителя успевали дойти до нужного класса, перерывы были по 20 минут.

После войны, сняв армейскую форму, пришли в школу Баркун В.И., Жук B.C., Таран Н.Г., Цыбаков Е.Д., Кучук Ф.И., Харлап Т.Е.

Силами местного населения и учеников велось строительство новой двухэтажной школы, которая приняла учащихся в 1952 году, куда ходили не только учащиеся местечка и деревни Самохваловичи, но и дети близлежащих деревень Минского и Дзержинского районов.

В 1959 школа была преобразована в политехническую трудовую среднюю общеобразовательную школу с производственным обучением.

В 1962 году в школе функционирует музей Боевой славы.

С появлением в п. Самохваловичи Белорусского научно-исследовательского института картофелеводства и плодоовощеводства школа включается в научно-исследовательскую работу, за что в 1962-1965 годах школьники были награждены золотыми и серебряными медалями ВДНХ СССР.

В 70-е годы учительский состав школы существенно обновился, и, следуя доброй традиции возвращаться, в свою школу пришли ее выпсуники: учитель математики Ругаль Л.М., старшая пионерская вожатая, а в дальнейшем учитель русского языка и литературы Шабуня Т.И., учитель физики Юшкевич Ж.И. Позже к ним присоединились учителя истории Гусельникова (Сенькевич) Е.Н. и Сенькевич В.Н.

В 1979 году новое здание школы приняло своих учеников.

Более 30 лет директор Смоленская Валентина Чеславовна возглавляет коллектив из более 60 педагогов и более 500 учеников. Смоленская В.Ч.: «Оптимальное сочетание опыта и молодости, традиций и новаторства позволяет нашему коллективу находиться в режиме развития и совершенствования. Не раз в школе проходили апробацию республиканские и областные проекты. Деятельность коллектива направлена на создание условий для совершенствования образовательного пространства, чему способствуют грамотно организованные учебные занятия и широкая сеть факультативных занятий по предметам, в которую вовлечены 91% учащихся».

В начале 21 века школа не раз меняла статус, но ее отличительной чертой остается то, что каждый третий учитель - её выпускник.