Учреждение образования "Несвижский государственный
колледж имени Якуба Коласа"
 
 
Учительские семинарии - это педагогические учебные заведения для подготовки учителей начальной школы. Первые заведения такого типа появились в Германии в XVII веке.
 
На территории Беларуси первая семинария была открыта в Молодечно в 1864 году, а затем на основании ее документов были открыты семинарии в Полоцке (1872), Поневеже (Ковенской губернии, 1872), Несвиже (1875) и Свислочи (1875). До 1907 г. они являлись основным источником кадров для начальной школы округа и выпускали ежегодно 80-120 учителей.
 
Семинария была открыта 3 июля 1875 г. Она начала свою деятельность в здании закрытого российскими властями католического монастыря отцов доминиканцев.
 
 
По воспоминаниям одного из выпускников У. Томка, Несвижская учительская семинария выглядела так: «За городской ратушей стоял двухэтажный дом, оштукатуренный и побеленный, с большими окнами и вывеской, на которой позолоченными буквами было написано: «Учительская семинария». 
Привлекает внимание тот факт, что семинария открывается в тот же год, когда после почти 60-летнего перерыва в Несвиж возвращаются Радзивиллы, правда уже другой, не Несвижской, а берлинской линии, сюда приезжает Антоний Радзивилл и его жена Мария де Кастелян. Может именно этот факт и ускорил открытие нового учебного заведения.
 
До поступления в Несвижскую семинарию принимались молодые люди крестьянского сословия, исключительно православного вероисповедания, здоровые от 16 до 18 лет.
 
Стипендиатами  становились ученики, которые получили за экзамены средний балл не ниже «3». 
 
 
Срок обучения в семинарии составлял 3 года (без учета подготовительного класса). Выпускники учительской семинарии не имели права поступать в высшие учебные заведения.
В семинарии были физический и природоведческий кабинеты, химическая лаборатория, актовый зал. С начала 1900- х гг. здесь была образована учебная метеорологическая станция, где с помощью соответствующих приспособлений проводились наблюдения за температурой воздуха, осадками, направлениями и скоростью ветра. Результаты исследований ежемесячно направлялись в Главную физическую обсерваторию в Санкт-Петербург. 
Каждый семинарист постоянно контролировался педагогами. Подробная характеристика выпускника направлялась на место его службы.
Много внимания уделялось подбору педагогов. Все преподаватели имели высшее духовное образование.
 
 
Среди штата учителей хотелось вспомнить Кондратия Фомича Счансновича (1862-1925ггг.), который с 1903 года работал директором Несвижской учительской семинарии.
 
Вся жизнь Кондратия Фомича была связана с педагогической деятельностью. Руководство семинарией К. Счанснович совмещал с преподаванием русского языка и литературы. Его лекции привлекали строгой логикой, научностью и вместе с тем доступностью, яркостью и эмоциональностью изложения. Он всегда был требователен и доброжелателен, умел видеть в своих учениках творческий потенциал, каждая встреча с ним обогащала его учеников. К. Счанснович не жалел личных средств для поддержания порядка во вверенном ему учебном заведении. Ученики любили его за терпимость к ним. 
В 1914 году начинается Первая мировая война. В августе 1915 г.в городе началась лихорадочная эвакуация государственных и общественных учреждений. Семинария была перевезена в Вязьму Смоленской губернии. Наладить учебный процесс на новом месте удалось только в сентябре 1916 года.
Благодаря ходатайству городского самоуправления Несвижа, российские власти позволили вернуть семинарию на родину в сентябре 1917 года.  И только в начале августа 1918 года, уже во время немецкой оккупации, имущество учительской семинарии было  возвращено в Несвиж.
С приходом в Несвиж Советской власти, в декабре 1918 г., над местной учительской семинарией возникла угроза ее преобразования в трехмесячные учительский курсы. 
 
В 1921 году, после Рижского мирного договора, Несвиж отошел к Польше.
 
Приход в Несвиж польских легионеров И. Пилсудского привел к окончательному уничтожению этого важнейшего для Минской губернии и для всей Беларуси окружения педагогического образования, которое просуществовало неполных 44 года. В это время, благодаря инициативе ксёндза  В. Гадлевского и директора польской гимназии М. Масонюса, было написано прошение о сохранении семинарии. В поддержку Несвижской учительской семинарии выступили жители Несвижа, Слуцка и Клецка.  Но все было напрасно -  чуда не произошло. Польские власти  довершили свое дело - Несвижская учительская семинария была закрыта.
 
Так заканчивается первый, но не последний этап истории Несвижской учительской семинарии. Впереди было возобновление деятельности семинарии в 1921 г. в замке князя Радзивилла.  Альбрехт Радзивилл под семинарию отдал правое крыло своего замка. 
 
Семинаристам разрешалось играть на валу и в парке, где они учились охранять природу. Зимой на озере под музыку духового оркестра 27-го уланского полка имени Стефана Батория открывался городской каток. Некоторые семинаристы на большой перемене, после традиционного молока с булочкой, успевали покататься на коньках.
Семинария пользовалась уважением и авторитетом в Польше за хорошую подготовку преподавательских кадров. Учеба длилась 5 лет с освоением семнадцати предметов. Отличникам князь платил стипендию. В семинарии занимались поляки, белорусы, русские, евреи. Велика была и культурная программа: костюмированные балы на Новый год и Рождество, Пасху. Если вечера готовили сами семинаристы, с концертом и танцами, то на них приглашались: семья князя, городское руководство, преподаватели других учебных заведений, ксендз, или батюшка.
 
В годы Великой Отечественной войны усилиями Алеся Виницкого немецкие власти разрешили открыть учительскую семинарию в ратуше. Работала она с 1942 по 1944 год. Эти страницы истории семинарии еще ждут своих исследователей.
 
 
Главный результат работы любого учебного заведения - это его выпускники. Абсолютное большинство выпускников семинарии навсегда связали свою жизнь с педагогической деятельностью. Судьба сельского учителя в начале ХХ ст. была незавидная: зарплата 16-20 рублей в месяц, четыре года обязательной отработки для обучавшихся за казенный счет, переполненность классов по 50-70 человек на одного учителя... Но это была настоящая школа жизни и преданности профессии. Учительские семинарии, несмотря  на возложенные на них задачи по русификации и ассимиляции населения края, стали «аlmаmаtеr» для многих культурных, общественных и государственных деятелей нашей страны: этнографа и историка Адама Богдановича, замечательного педагога и организатора школьного дела в Беларуси Змитра Степуры, фольклориста Павлюка Демидовича, будущего преподавателя Виленской белорусской гимназии Ивана Заморина, известного белорусского драматурга Василия Сташевского, будущего наркома юстиции БССР Александра Сташевского, этнографа Александра Сержпутовского, первого наркома здравоохранения Александра Сенкевича, писателей Кузьмы Черного, Антона Галины, Янки Неманского (настоящее имя Петрович Иван Андреевич) и классика белорусской литературы Якуба Коласа, имя которого носит наше учебное заведение.